Бесплатный конструктор сайтов - uCoz садик - инклюзив
Воскресенье, 02.02.2025, 07:41
Приветствую Вас, Гость

Технология

работы в условиях детского сада № 34 «Гульчечек» с детьми  с ограниченными возможностями здоровья

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой.

Мы считаем своей главной задачей – социализация такого ребенка и толерантность сверстников и родителей по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

В нашем детском саду  дети с ограниченными возможностями здоровья посещают обычные группы. Предусмотрено  свободное  посещение  детей и посещение  в сопровождении родителей. 

Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции.

Цель сопровождения

Получение ребенком квалифицированной помощи педагогов, психолога и специалистов МДОУ направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1.     Изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений.

2.     Анализ мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.

3.     Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

4.     Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.

5.     Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.

6.     Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

7.     Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы процесса сопровождения

1 этап

·        Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи

·        Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

·        Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

·        Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик

 

2 этап

·        Реализация индивидуальных и групповых занятий.

·        Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

·        Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

·        Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

·        Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).

3 этап

·        Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, инструктором по физвоспитанию, инструктором по плаванию, воспитателем по обучению татарскому языку, мед.работником,  родителями.

3. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми

·        Трудотерапия

·        Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

·        Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

·        Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

·        Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

·        Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

·        Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Формы и методы работы с родителями:

·        Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

·        Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

·        Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

·        Деловые игры.

·        Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Проблемы

1.     Толерантность родителей и сверстников по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

2.     Отсутствие специалистов для составления индивидуальных программ развития, разработки рекомендаций, определения оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3.     Необходимость дополнительного специализированного оборудования для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (сухой бассейн, сенсорная комната, тренажеры),