Технология
работы
в условиях детского сада № 34 «Гульчечек» с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Главная проблема детей
с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в
ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в
ограниченном общении с природой.
Мы считаем своей
главной задачей – социализация такого ребенка и толерантность сверстников и
родителей по отношению к детям с ограниченными возможностями.
Социализация происходит
в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).
Рождение ребенка с
нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид
ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень
зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема
воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи,
родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль,
горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима
комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей
больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических
позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни,
вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные
перспективы его развития.
В нашем детском
саду дети с ограниченными возможностями
здоровья посещают обычные группы. Предусмотрено
свободное посещение детей и посещение в сопровождении родителей.
Основной технологией
при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является
психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием
игровых методов для проведения психокоррекции.
Цель сопровождения
Получение ребенком
квалифицированной помощи педагогов, психолога и специалистов МДОУ направленной
на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в
социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.
Изучить личность ребенка и его
родителей, системы их отношений.
2.
Анализ мотивационно-потребносной сферы
ребенка и членов его семьи.
3.
Формировать у детей навыки общения со
сверстниками в процессе совместной деятельности.
4.
Развивать и совершенствовать
коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.
5.
Формировать и стимулировать
сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
6.
Формировать адекватные родительские
установки на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем
активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
7.
Развивать коммуникативные навыки в
процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм
сотрудничества взаимодействия с семьей.
Основные этапы процесса
сопровождения
1 этап
·
Диагностическое сопровождение ребенка и
его семьи
·
Установление контакта со всеми
участниками сопровождения ребенка.
·
Психолого-педагогическая диагностика
особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
·
Определение модели воспитания, используемой
родителями, и диагностика их личностных характеристик
2 этап
·
Реализация индивидуальных и групповых
занятий.
·
Оказание необходимой помощи родителям
ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
·
Просвещение и консультирование
педагогов, работающих с ребенком.
·
Психологические занятия, включающие в
себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой
сферы.
·
Проведение совместных мероприятий с
родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения»,
«День матери», «Осенний праздник»).
3 этап
·
Анализ эффективности процесса и
результатов сопровождения.
Принципы работы
Наша работа с «особыми»
детьми и их родителями построена на принципах:
1.
Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет
личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных
условий.
2. Принцип
комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе,
в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем,
инструктором по физвоспитанию, инструктором по плаванию, воспитателем по
обучению татарскому языку, мед.работником, родителями.
3. Принцип
деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего
вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо
ориентироваться также на тот вид деятельности, который является
личностно-значимым для ребенка.
В своей работе с детьми
с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной
комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Методы и формы работы с
детьми
·
Трудотерапия
·
Арт-терапия – это форма
работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с
ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания
ребенка.
·
Релаксация – в зависимости
от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы,
наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
·
Психогимнастика –
включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие
эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
·
Игротерапия – занятия могут
быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в
процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма
жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие
ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные,
эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у
него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей
игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
·
Сказкотерапия, где
используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может
рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где
рассказчиками может быть и группа детей.
·
Песочная терапия
– занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Формы и методы работы с
родителями:
·
Консультирование – дифференцированный
подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители
верили в своих детей и были помощниками для нас.
·
Дни открытых дверей – родители посещают
группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
·
Семинары-практикумы – где родители
знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на
практике.
·
Деловые игры.
·
Проведение совместных праздников, где
родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с
ребенком (мама рядом).
Наша задача помочь
родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь
ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и
эмоционально-волевую сферу.
Проблемы
1.
Толерантность родителей и сверстников по
отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
2.
Отсутствие специалистов для составления
индивидуальных программ развития, разработки рекомендаций, определения
оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3.
Необходимость дополнительного
специализированного оборудования для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (сухой бассейн, сенсорная комната, тренажеры),